Хамзат-хаджи Урусов
ХАМЗАТ-ХАДЖИ УРУСОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
КАРАЧАЕВСКОГО
ГРАЖДАНСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
(АВГУСТ 1917 – МАРТ 1918)
Мамсур Урусов (атаул Иссалары) был главой трудолюбивой и обеспеченной, по тем временам, карачаевской семьи. У него и его супруги Айшат (из рода Дотдаевых) было трое сыновей: старший – Исса, средний – Хамзат, младший – Мыртаз.
Средний из братьев родился в 1858 г. в Верхнем Учкулане, где находится родовой квартал (тийре) Урусовых.
Годы учебы. Хамзат получил начальное светское образование в родном ауле (своей школе в последующие годы он оказывал посильную материальную помощь). Тяга к знаниям была у него с раннего детства.
Религиозное образование получил в балкарском селенье Кенделен. Его духовный наставник Алий Энеев на всю жизнь остался для Хамзата ярким примером бескомпромиссной верности заветам великого Пророка.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что мало кто из мусульманских просветителей этого горного края обладал такой непреклонной волей и столь железным характером, как учитель Хамзата Урусова. Алий-эфенди брал за образец своей жизни пример Божьего Посланника, который не боялся выступить против большинства собственного народа, пораженного тяжким недугом язычества.
Не все муллы того времени (как и нынешней поры) имели смелость пойти против языческих поползновений большинства – страх перед людьми у многих из них превосходил страх перед Богом, а желание нравиться толпе уступало требованиям ответственности перед Аллахом. Но Алий-эфенди был из совсем другой категории исламских служителей. Принципам, которым он был предан до конца своих дней, этот выдающийся религиозный просветитель карачаево-балкарского народа учил и своих учеников.
Кенделенское медресе стало первым этапом в учебе. Ее он продолжил в одной из высших мусульманских образовательных заведений Египта – в Каирском университете Аль-Азхар. Имеются упоминания о том, что он также получал духовное образование в Казани и светское в станице Баталпашинской. Сведения об этом периоде его жизни весьма скупы, но они позволяют сказать о том, что Хамзат-хаджи извлек из многолетнего периода своего просвещения максимум возможного. Он овладел сложностями исламского богословия и права, арабским и турецким языками, а по некоторым данным – и фарси. Хорошее знание русского языка ему очень помогало на судебных процессах, где он выступал в качестве защитника: рассказывают, что перед судом Хамзат-хаджи держал речь по русски, а затем ее дублировал аудитории по карачаевски…
Семья. Примерно в 1880 г. Хамзат женился на своей односельчанке Тауджан. Она была дочерью одного из состоятельных учкуланцев Аубекира Хусиновича Тебуева (атаул Майкъулакълары).
Отчий дом, по обычаю, остался за младшим сыном Мамсура – Мыртазом. А двое старших, Исса и Хамзат, построили новый двухэтажный дом внушительных размеров, длиной 30 метров. Он стоял возле могилы легендарного родоначальника Урусовых, где впоследствии Хамзат-хаджи построил и знаменитую мечеть Урусовых.
От Тауджан у него было семеро детей – трое сыновей и четыре дочери. Двое из них покинули этот мир из-за болезней в молодом возрасте, при жизни Хамзат-хаджи: Далхат, младший из сыновей и дочь, 18-летняя красавица Лейла.
Старший из сыновей Хамзат-хаджи – Аппас был женат на дочери знаменитого Алиби-хаджи Тоторкулова. Сын Акурма женился на Хабибат, дочери состоятельного и влиятельного в Учкулане Матгерия Хусейновича Текеева. Дочери сочетались браком с представителями разных родов: Саният вышла замуж за Акбашева, Болду -–за Каппушева, Хапсат – за Чомаева.
Многократный паломник. В истории дореволюционного Карачая Хамзат-хаджи Урусов был единственным, кто совершил хадж в Мекку к святым местам семь раз !!!
В былые времена при отсутствии автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта, совершить хадж в Мекку было подвигом. Однако, несмотря на неоспоримость указанного достижения Хамзат-хаджи Мамсуровича, в наше время некоторые нерадивые писатели пытаются утверждать, что их предки тоже совершили хадж 7 раз в Мекку в дореволюционной истории.
Будучи человеком, исключительно преданным установкам мусульманства, Хамзат-хаджи старался всеми силами выполнять возложенные на верующего религиозные установки.
Богословами особо подчеркивается ценность молитвы в главной мечети Мекки (в центре которой находится храм Кааба), приводя другие высказывания Пророка. В одном случае он сказал: «Молитва в этой моей мечети (в Медине) лучше, чем тысяча молитв в других мечетях, кроме главной мечети (в Мекке)». Другой хадис гласит: «Молитва в главной мечети Мекки лучше, чем молитва в этой моей мечети (в Медине) в сто раз». Путем несложных подсчетов (1000 х 100) богословы указывают на то, что намаз в главной мечети Мекки (Масджид аль-Харам) лучше, чем 100 тысяч молитв в любой другой мечети.
Отсюда стремление благочестивых мусульман почаще посещать Мекку вполне объяснимо. Хамзат-хаджи совершил паломничество в священный город Ислама семь раз !!! Чтобы по достоинству оценить этот факт следует лишь вспомнить о том, что паломники тех лет (в отличие от нынешних) не знали ни поездов, ни автомобилей, ни самолетов. Они несли большие расходы, за десятки дней путешествия ощущали на себе климатические и чисто физические нагрузки…
Свое четвертое паломничество в Каабу Хамзат-хаджи совершил по просьбе своего тестя Аубекира Тебуева, но домой ему не суждено было вернуться – Аубекир скончался в Стамбуле, где и похоронен. Согласно семейному преданию, Аубекир Тебуев успел перед смертью изложить своему зятю завещание (осуят), в соответствии с которым по возврату на родину Хамзат-хаджи осуществил раздел богатого имущества покойного.
В одно из своих паломничеств Хамзат-хаджи взял своего старшего брата – Исса-хаджи.
Последний, седьмой по счету, хадж Хамзат-хаджи Мамсурович осуществил до начала Первой мировой войны. После этого паломничества свое уважение к нему решили выразить не только жители Карачая, но и старейшины Балкарии, пригнавшие в подарок стада овец. Он поблагодарил всех, реализовал скот, а вырученные деньги внес в карачаевскую общественную казну.
Просветитель. Объективные источники указывают на то, что Хамзат-хаджи вел активную деятельность по религиозному и светскому просвещению своих соплеменников, старался привлекать способных детей своего селенья к учебе, как в духовных заведениях-медресе, так и в светских школах.
Он построил новую мечеть в Верхнем Учкулане. Имам-хатыбом мечети был знаменитый друг и сподвижник Хусин-хаджи Урусов. Из Османской империи, далекого Стамбула пригласили талантливых архитекторов. Обоих хаджи, просвещенных в лучших традициях толерантности Ислама, нисколько не смущало, что зодчие, принадлежали к православной вере и по национальности являлись греками. Как отмечают исследователи, учкуланская мечеть с двумя минаретами возводилась «по чертежам этих архитекторов и под их руководством», и «это была уменьшенная копия мечети Айя-София. Другие очевидцы – старожилы Урусовых утверждают, что проект мечети был взят лично Хамзат-хаджи во Владикавказской мечети, которая в настоящее время является памятником архитектуры.
По данным В.М.Сысоева, в конце 1890-х гг. в Учкулане функционировали 5 мечетей, из которых две были новыми (в селенье тогда проживало 800 семей или 6 820 чел.).
Хамзат-хаджи по праву считался выдающимся общественным трибуном своего времени. Сохранились рассказы о том, что природный дар оратора-импровизатора у него был настолько мощен, что свою публичную речь мог переложить в стихотворную форму, говорить в рифму…
Просветительская роль Х.М.Урусова признавалась и советскими деятелями. Один из ярких большевистских идеологов Ислам Хубиев (Карачайлы) в 1928 г. смело относил «влиятельных мулл Хамзат-хаджи Урусова и Исмаил-эфенди Боташева к числу «передовых людей» своего времени, «пекущихся о просвещении народа». Впрочем, это не помешало другим большевистским авторам в 1970-80-е гг., заклеймить его как «представителя реакционного духовенства».
Администратор. После Февральской революции в карачаевских селеньях, как отмечалось, произошла смена власти. Формировались аульные гражданские исполнительные комитеты. Во главе одного из них, де-факто в качестве старшины Учкулана на короткое время встал Магомет Кочкаров, которого сменил Хамзат-хаджи.
Став в августе 1917 г. Председателем Карачаевского гражданского исполнительного комитета /КГК/, то есть Правительства Карачая, Урусов погрузился в решение многочисленных, в первую очередь – социальных проблем своего народа. О глубоких социальных тяготах говорили и руководители местных администраций. Так, на сходе жителей Теберды (1918г.) председатель аульного гражданского исполнительного комитета Солтан-хаджи Байчоров говорил о том, что предметы первой необходимости очень дороги, хлеба не хватает, пришел кризис и ощущается голод. В том же году власти, со своей стороны, обвиняли Курорт-Тебердинский гражданский исполком (во главе с тем же С.Байчоровым) в том, что «пропагандируя идею защиты принципа самоуправного захвата чужой собственности, направлял одну часть населения против другой».
Социально-экономические проблемы обострялись и в связи с расстройством денежного хозяйства страны, после Февральской революции продолжалось дальнейшее ослабление российской валюты. Если в 1917 г. рубль упал до уровня 27 копеек довоенного времени, то при Временном правительстве, не отказавшемся от неумеренного выпуска бумажных денег, этот уровень упал до 6-7 копеек.
Земельный вопрос. В то время львиная доля земельных владений (468 тыс. дес., или 84% от всех земель Баталпашинского отдела) находилась в руках казачества, численность которого составляла 110.785 чел. (или 38% населения отдела). На иногородних (90.820 чел.) и горцев (79.296 чел.), составлявших около 61% населения, приходилось лишь 90 тыс. дес., или только 16% от всех земель.
Первый же месяц работы Х.М. Урусова в качестве руководителя КГК совпал по времени с обострением в Баталпашинском отделе аграрных проблем. Отдельский атаман Бальбуциев собрал специальное совещание (август 1917 г.), на котором отмечались «беспорядки на аграрной почве под влиянием большевистских проявлений», власти отдела обратились в Екатеринодар за разрешением использовать войска для подавления «беспорядков». Екатеринодар (в лице Кубанского войскового правительства), в свою очередь, пригрозил «самыми решительными мерами» в случае попыток до созыва всероссийского Учредительного Собрания решить земельный и «другие вопросы» путем насилия или самозахвата.
В том же августе 1917 г. в ауле Хакуриновском (Майкопский отдел) состоялся 1-й «свободный общегорский съезд представителей аулов Кубанской области и Черноморской губернии». На этом форуме была выработана «программа действий» горских народов и «документально оформлен» их союз с казачеством. Проявлением этого союза стало включение представителей горцев в состав областных властных структур – Кубанской краевой Рады, Законодательной Рады и др.
В составе Горской республики. Осенью 1917 г. ЦК Союза объединенных горцев Кавказа (СОГК) обрел функции правительства Горской республики, провозглашенной в составе России. Уполномоченным ЦК СОГК по Карачаю был Хызыр Биджиев (будущий редактор первой в истории газеты на карачаевском языке) сообщавший в ЦК Союза о том, что «карачаевцы в критическом положении … хлеба нет, реквизиции продолжаются…». С ЦК СОГК поддерживал связь и Хамзат-хаджи. В телеграфном обращении к главе ЦК Абдул-Меджиду (Тапа) Чермоеву 12 октября председатель КГК сообщал о поборах властей области и отдела с населения Карачая. Урусов выступил против реквизиции лошадей крупного рогатого скота и овец в Карачае и сообщал Чермоеву, что столь массовая реквизиция (одних овец до 50.000 голов!) будет исключительно обременительным грузом для карачаевского народа. Хамзат-Хаджи также отметил, что действия члена Кубанского областного продовольственного комитета Кармазина (он возглавлял комиссию по реквизициям в Карачае) вызывают возмущение в народе.
Захват большевиками власти в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. не был признан на Юге России. В Карачае признавали себя частью Горской республики вплоть до весны 1918 г.
Снова власть меняется. Провозглашение Советской власти в Баталпашинском отделе 7 (20) февраля 1918 г. еще не означало победы большевиков. Уже в ночь на 8 (21) февраля казаки разогнали «гнездо» новой власти, убили председателя съезда Советов Макеева, принудив «провозглашенцев» бежать в станицу Отрадную, — там образовался временный отдельский исполком, который «самопально» переименовал Баталпашинский отдел в Отрадненский, а станицу Баталпашинскую – в Макеевскую. Одним из первых советских «полевых командиров» из числа карачаевцев стал Таукан Алиев…
Приверженцы Советов сколотили довольно крепкие вооруженные силы, во главе которых поставили бывшего царского офицера Я.Балахонова (к 1 марта 1918 г. под его началом было до 3 тыс. чел. с 12 артиллерийскими орудиями, 20 станковыми и 15 ручными пулеметами). Баталпашинск был захвачен почти месяц спустя после провозглашения Советской власти, 15 марта. К концу этого новая власть была признана (по крайней мере, для видимости) в большинстве карачаевских селений, чему немало способствовали Т.Алиев, Исмаил Байкулов, Саид Халилов, Аубекир Аджиев, Иммолат Хубиев и Наны Токов …
Как видный общественный деятель Хамзат-хаджи Урусов неоднократно сыграл большую миротворческую роль по урегулированию отношений карачаевцев и новой Советской власти, используя свои личные знакомства. Так, он был лично знаком с Я.Ф.Балахоновым, начало взаимоотношений с которым восходило ко дням занятия балахоновцами ст.Баталпашинской. Прежние власти бежали, бросив впопыхах государственные учреждения, в т.ч. и оставив без охраны Госбанк. Хамзат-хаджи вместе с товарищами организовал охрану, а после прихода красноармейцев передал сохраненный банк Балахонову Я.Ф.
Хорошие личные взаимоотношения с Я.Ф.Балахоновым, впоследствии, помогли Хамзат-хаджи Мамсуровичу предотвратить погром красноармейцами абазинского села Красный Восток. Из-за многократных партизанских вылазок, укрывающихся в лесу повстанцев, для сожжения села Красный Восток (Кумско-Лоовский) был направлен красноармейский отряд, действия которого удалось предотвратить Х.М. Урусову, который убедил Балахонова, что воевать нужно не с мирными сельчанами, а с повстанцами в горах. Данный факт помнят старожилы этого села.
Во время событий 1920 г. Хамзат-хаджи приложил все усилия к срыву попыток Черемухина привлечь карачаевцев к погрому села Георгиевско-Осетинского и станицы Кардоникской.
Особоуполномоченный Ревкома IХ-й армии Черемухин был направлен в карачаевские аулы, где потребовал мобилизации карачаевского отряда, который должен был быть направлен для «наказания» населенных пунктов Кардоникской. Стремление «красного командира» столкнуть карачаевцев с соседними народами, его беспардонные требования, расстрел двух ни в чем неповинных осетин, гостивших в Учкулане, неэтичное поведение в обращении со старейшинами, вызвали крайнее недовольство в Карачае.
Провокационное поведение Черемухина привело к восстанию в Карачае. Отряд Черемухина был разгромлен карачаевцами, сам он едва спасся бегством. Советская власть в Большом Карачае была свергнута и, в качестве органа управления — сформирован «Верховный Совет обороны Карачая», во главе с Токал-Хаджи Каракетовым и Кёккезом Узденовым. Командующим «Карачаевской армии» стал полковник М.Крымшамхалов. Восстание продолжалось почти 2 месяца и закончилось подписанием мирного соглашения между Карачаем и советским командованием 27.10.1920 в ст.Красногорской. В памяти народа сохранились сведения, что важнейшую роль в переговорах по урегулированию данного военного конфликта сыграл Хамзат-Хаджи Мамсурович.
* * *
В 1921 г. умерла Тауджан. Через полгода ушел в мир иной и Хамзат-хаджи, в возрасте 63 лет заразившись тифом.
От Хамзат-хаджи оставался большой личный архив и библиотека. В годы второй мировой войны их зарыли вместе с некоторыми ценностями для сохранения в землю. После депортации карачаевцев пришлые из Закавказья грузинские «кладоискатели» перерыли округу и нашли вещи – с тех пор архив и библиотека Хамзат-хаджи Мамсуровича считаются утерянными. В 1957 г., в канун возвращения карачаевцев на родину в Карачай, грузины поселенцы сожгли и дом Урусовых в Учкулане, и стоявшую рядом мечеть…
Сохранились фотографии мечети, которую построил Хамзат-Хаджи Мамсурович. Фотографии изготовлены в 1943 году военнослужащим немцем оккупационных войск из состава баварской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс», во время нахождения в Учкулане. Фотография была выкуплена на аукционе в Интернете. Внизу имеется надпись на немецком языке – «Церковь в Учкулане Кавказ». Это лишний раз подчеркивает, что данное архитектурное сооружение действительно впечатляло своей грандиозностью, монументальностью и была запечатлена на фотопленку как достопримечательность.
На родовом кладбище Урусовых рядом с мечетью, где похоронен Хамзат-хаджи, грузины-поселенцы устроили загон для свиней, а надгробные плиты использовали в качестве стройматериала для свинофермы. Ко времени возвращения на родину карачаевцев на месте вытоптанного скотом кладбища образовалась ровная площадка, где невозможно было определить точное место захоронения.
Хамзат-хаджи приобрел славу народного заступника, при жизни о нем были сложены стихи и песни, а на смерть его народ откликнулся памятными песнями-плачами (кюуле). К сожалению, помимо самого упоминания об этом, в доступных нам фольклорных хранилищах, тексты таких произведений народного творчества еще не обнаружены.
У его потомков сохранились предания о том, что Хамзат-хаджи обладал способностями ясновидения. В частности, он предсказал рождение у своего сына Акурмы (который женился много лет спустя после кончины Хамзат-хаджи лишь в 1930 г.) трех сыновей и дочери, и заранее дал им имена.
У любимого сына Хамзат-хаджи Мамсуровича — Акурмы, как уже отмечалось, четверо детей. Благодаря своему отцу он получил хорошее светское и духовное образование. В последние годы он работал председателем колхоза «Ударник» Учкуланского района. Урусов Акурма Хамзат-Хаджиевич был арестован в декабре 1937 г. и расстрелян в г.Ежово-Черкесске (обвинялся в связях с репрессированными Курманом Курджиевым, Иссой Каракетовым, Касымом Боташевым и другими «врагами народа»)… Но главной причиной было то, что Акурма был достойным сыном и продолжателем дела своего отца. Репрессиям подвергались и семьи видных религиозных деятелей и священнослужителей, несмотря на то, что они уже давно скончались.
В Карачаево-Черкесии живут и здравствуют потомки Хамзат-хаджи Мамсуровича, берегущие светлую память о своем знаменитом предке…
Р.Т. Хатуев, И.М. Шаманов
Карачаевский НИИ им. А.И. Батчаева